13. Классификация взаимозаменяемости
По степени сопряжения различается:
1. Полная взаимозаменяемость (когда степень
сопрягаемости очень высокая) – прочие физические параметры узлов
точно соответствуют заданному, а это диктует их соответствие
определенной задан-ности, которая ограничена минимальными и
максимальными значениями, а последние следуют из эксплуатационных
требований, сама граница допуска рассчитывается по
теоретико-вероятностному методу, который изложен в предыдущей главе.
Когда взаимозаменяемость полная, то упрощается сборка,
растет масштабность кооперации, повышается степень специализации и
обеспечения запчастями, а также эффективность производства, в силу более
рационального расхода времени, высокого темпа работы.
В итоге становятся возможными конвейерное производство,
организация цехов автоматизированных заводов. Все вышеуказанные
достоинства этого вида взаимозаменяемости были бы невозможны без
соблюдения довольно жестких требований к точности параметров.
2. Исходя из геометрических параметров и учитывая,
насколько присоединяемы узлы различают внешнюю взаимозаменяемость, когда
речь идет о сравнении наружных и внутренних размеров, и внутреннюю
взаимозаменяемость, когда речь идет о том же самом, однако
рассматриваются внутренние части узлов и деталей.
3. Функциональная взаимозаменяемость. Имеется в
виду взаимозаменяемость узлов, когда, несмотря на различие между ними по
некоторым параметрам, это различие не сказывается на выполнении
функций, для которых они предназначены.
Страницы: 1, 2
|